Предпринимательский суд над третейским
В предпринимательской среде отношение к третейским судам, мягко говоря, неоднозначное. Основные претензии – «карманно», некомпетентно и дорого. Так ли это на самом деле - предприниматели и представители арбитражных третейских судов выясняли 19 апреля в ТПП РФ на информационно-методическом мероприятии "Третейские суды: правовое регулирование и компетенция. Практическая инструкция по решению вопросов".
Согласно регламенту, сначала все стороны имели возможность высказаться и обсудить наиболее острые вопросы на круглом столе, затем Алексей Кравцов, председатель Арбитражного Третейского суда Москвы и президент Союза Третейских судов, прочитал лекцию, где объективно рассказал предпринимательской аудитории - почему надо серьезно подходить к выбору арбитражного третейского суда, каковы причины долгого исполнения решения приставами и как избежать необоснованных моральных и материальных издержек.
Открыла мероприятие Ольга Косец, президент МОО «Деловые люди». В своем выступлении она, как модератор и организатор мероприятия, рассказала о целесообразности общения МСП-сообщества с представителями юриспруденции, о значимости повышения владельцами компаний юридических знаний, необходимых для защиты бизнеса и деловой репутации, а также - о заинтересованности государства в позитивных результатах таких деловых встреч.
- Наше мероприятие, посвященное всестороннему рассмотрению третейского судопроизводства, проходит в рамках проекта «Законная защита. Совершенствование механизмов правовой защиты малого и среднего предпринимательства»", реализацию которого осуществляет на средства президентского гранта наша межрегиональная организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», - сказала в своем обращении к участникам Ольга Косец. – За полгода мы провели десятки круглых столов и методических семинаров в различных регионах страны. В ТПП РФ организовано уже шесть проектных мероприятий и очень радует, что предприниматели, несмотря на занятость и прочие проблемы, находят время на приобретение новых знаний. Многие, я точно знаю, стараются не пропустить ни одного нашего события, смотрят онлайн-трансляции из других регионов, обращаются за консультациями на «горячую линию» поддержки предпринимателей 8-800-234-80-48.
К разговору на сегодняшнюю тему готовились долго и серьезно. Мы, как организаторы, сделали все для того, чтобы получился честный и объективный диалог о третейском судопроизводстве, которое на самом деле должно в значительной степени помогать предпринимателям отстаивать свои права и интересы.
Елена Шуваева, член ассоциации юристов России и председатель Первого Арбитражного Учреждения, уверена, что наших предпринимателей следует учить не тому, как идти в суд, а как в него не попадать. Но, конечно же, при возникновении спорных ситуаций, есть смысл решать проблемы не с позиции силы и ресурсов, а все-таки через суд с учетом интересов конфликтующих сторон. Она уже несколько лет подряд проводит бизнес-тренинги, участие в которых для предпринимателей бесплатно. На занятиях с аналогичной тематикой она дает полную информацию о трех уровнях деятельности третейских судов и их преимуществах перед государственными, а также о федеральных законах и нормативных актах, которые регулируют гражданско-правовые отношения в этой сфере.
У предпринимателей, собравшихся, может быть, впервые на одной площадке с представителями третейского судопроизводства, оказалось огромное количество вопросов. Например, в каких случаях есть смысл обращаться именно в арбитраж, а не в государственный суд? Почему так долго служба приставов выполняет решения суда и ждать ли в обозримом будущем очередных изменений законодательства, регулирующего деятельность третейских судов? Сможет ли сам предприниматель, не имея юридического образования, по каким-то четким критериям определить квалификацию и компетентность третейского судьи, от решения которого зависит и бизнес, и репутация?
На все эти вопросы были получены исчерпывающие ответы на организованном после круглого стола информационно-методическом семинаре. Алексей Кравцов, председатель арбитражного Третейского Суда города Москвы, Президент Союза Третейских судов, заведующий кафедрой Юридического факультета РГАИС, прочитал лекцию в лучших традициях российской судебной риторики. Предприниматели, затаив дыхание, слушали, записывали, комментировали, делились своими соображениями и сомнениями, тем более что предложенный организаторами формат свободной дискуссии способствовал диалогу.
- Безусловно, обращаться есть смысл в те суды, которые вызывают доверие, - согласился с критическими замечаниями предпринимателей Алексей Владимирович, один из самых компетентный и уважаемых третейских судей в стране. – У стабильно работающего суда должен быть сайт с регулярно обновляющейся информацией по всем направлениям. Во-вторых, опыт работы не менее одного года и хорошие отзывы. Ни в коем случае нельзя вестись на дешевизну – если вам предлагают рассмотреть дело, условно говоря, за один рубль, то значит, кто-то его финансирует и он зависим, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»..
Не секрет, что третейский суд – это некоммерческая и негосударственная структура, находящаяся, в отличие от государственных, на самоокупаемости. Но лучше все-таки потратиться на третейский суд, чем на юристов, работа которых обычно сводится к долгим хождениям по ступеням госпроцессов. Что касается дороговизны услуги, то все относительно. В Лондоне, например, только за подачу иска берется пять тысяч евро. К тому же экономические споры там рассматривают исключительно в арбитражных судах. Наличие в России судебной альтернативы в виде третейского суда, привносит больше путаницы, чем оправдывает возможность выбора.
Что касается справедливых нареканий на работу государственных судей, то господин Кравцов склонен объяснить этот факт, прежде всего, колоссальной загруженностью. Арифметика такова, что на изучение одного обращения госсудья в состоянии потратить 7 минут, рассматривая более 60 дел в день. По этим же причинам много претензий к работе приставов. Есть данные, что 49 процентов, почти половина, исполнительных листов к приставам просто не направляются. А если и направляются, то без дальнейшего контроля. Что это значит? Документы, переданные к исполнению, без дальнейшего контроля от взыскателя, похоронены в «братской» могиле, то есть пылятся в огромном шкафу, имеющемся в кабинете любого пристава. Средняя нагрузка московского пристава предполагает временные затраты на каждый исполнительный лист не более трех минут.
Комментировать такой поточный метод нет смысла. Нужно менять подход, корректировать сложившуюся систему пассивности взыскателей. А начать необходимо с образования предпринимателей и юристов. Алексей Владимирович весьма скептически относится к юридическому образованию, полученному на юридическом факультете, к примеру, текстильного или политехнического вуза. Нередки случаи, когда юридической деятельностью занимаются люди вообще без образования. Кравцов привел случай, когда в суде интересы городской больницы представлял… санитар морга, пару лет проучившийся заочно в каком-то из частных периферийных институтов.
Вопрос компетенции судей – не праздный и напрямую связан с принятием ими решений. Ряд предпринимателей подтвердил явный и имеющийся негативный факт судебных ошибок примерами из практики. А еще поведали множество историй о нарушениях в работе приставов и государственных судей, слабо разбирающихся в экономических нюансах, бухгалтерских тонкостях и бизнес-коллизиях.
В завершении лекции Алексей Кравцов проконсультировал предпринимателей по отдельным вопросам, дал рекомендации и советы. А после мероприятия, впервые за шесть месяцев реализации проекта, лектору, спикерам и организаторам рукоплескали все участники. За информацию, практические содействие и помощь в защите деловых интересов.
- Значит, ликвидация юридической безграмотности среди предпринимателей в общем и целом идет в правильном и полезном направлении, - прокомментировала овации благодарной аудитории Ольга Косец.
Теперь в третейский суд, по заверениям одного из индивидуальных предпринимателя, обращаться не так страшно. По его мнению, у арбитража сейчас не меньше проблем, чем у МСП. Поэтому теперь рассуждать и судить о работе третейских судов владельцы компаний будут с несколько иных ракурсов, что позитивно скажется и на работе арбитражных организаций, и на бизнесе – его развитии и защите.